Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

Страница памяти

Опубликовано 8 Июля 2021 в 07:27 EDT

...хочу проститься с тремя женщинами, весьма значимыми в жизни русскоязычной общины Бостона. И не могу сказать, что моя личная близость с ними была большой. Большим было впечатление, которое они оставили мне о себе...
Гостевой доступ access Подписаться

В истории всего человечества годы 2019-2020-2021 останутся роковыми.

 Пандемия принесла неисчислимое количество жертв. Но люди уходили из жизни не только из-за страшной вселенской эпидемии.

Мы теряли дорогих близких и по другим причинам, их уносили и другие болезни, которые не были отменены.  Однако именно во время пандемии  мы были лишены возможности поступать по вековой традиции  прощания и  воздания  почестей:  ввиду запрета на всяческие собрания отменены были и похороны.  Новая форма  встреч – компьютерный ZOOM – стала единственной  возможностью для церемонии   похорон, для слов в адрес ушедших. Но и это было возможно   не во всех   случаях.

 Я хочу проститься с тремя женщинами, весьма значимыми в жизни русскоязычной общины Бостона. И не  могу сказать, что  моя личная близость с ними была большой. Большим было впечатление, которое они оставили мне о себе, и всем, кто их знал   дольше и лучше меня.  И пишу эти строки сейчас потому, что думаю о  них  трех, вспоминаю  обстоятельства наших встреч, чувствую, что несправедливо, что они  закончили свое земное существование без прощальных слов от города Бостона, в духовную жизнь которого каждая много внесла.  Между собой они не были связаны.  Ниточка памяти ведет меня к каждой из них порознь.

 Самая   близкая   - самая последняя утрата – художница Татьяна Лоскутова.  Ее картины, основанные на сочетании   живописи и горельефного изображений, исполненные озорства, вкуса, юмора, выполнены в особом   только ей присущем стиле. Не знаю, сколько всего она создала за свою жизнь, но все, что я видела, очаровывает. Таня в равной степени мне кажется, владела   не только  кистью, но и пером.  Ее рассказы вмещают   и драматизм жизни и времени, и остроумие, и  отличаются  изяществом  слога.

Судя по рассказам ее  многочисленных   друзей, она была домовитой хлебосольной хозяйкой, в доме у которой часто собирались гости. Мне кажется, Таня была любима не только членами  своей семьи, мужем, о котором она писала прелестные рассказы, начинавшиеся по традиции словами: “Пришел Феля”, но и всеми, кто собирался вокруг нее, она была центром и магнитом. Я познакомилась с нею  почти в начале моего приезда в Бостон в 1995 году, и пребывала в состоянии выбитого из колеи человека, не видящего впереди просвета потому, что, моя любимая профессия не могла быть интегрирована  в американскую реальность.  Таня каким-то образом поняла это, и захотела протянуть мне руку, приободрить. При той встрече, первом знакомстве она подарила мне необычные выполненные ее золотыми руками серьги: они представляют собой два больших  овала, обтянутых  зеленым бархатом, в центре которого помещены  миниатюрные букетики. Теперь это реликвия. Да, интересное совпадение: у нас день рожденья в один день- 29 марта. И, обнаружив это, мы, хотя и не виделись, но всегда поздравляли друг друга. В этом году не успели. А через несколько дней появилось сообщение  на ФБ, что Татьяны Лоскутовой не стало… Ей было что еще сказать читателям, чем восхитить зрителей ее картин, наконец, она просто должна была еще жить!

 Я скорблю о ней.

 Уже больше года как не стало пианистки Розы Шифрин. С  нею меня судьба свела   больше, чем с кем-либо. Именно в поисках и попытках продолжать свою профессию лектора-театроведа  я обратилась к ней с предложением о сотрудничестве. Вернее, сначала я пришла на концерт певицы Галины Никоновской,  которой аккомпанировала концертмейстер Роза Шифрин.  Они покорили меня.  Роза была опытным концертмейстером Бакинского театра оперы и балета. Галя- солисткой Кишиневского театра оперы и балета. Ансамбль был у них  отшлифованный,  мастерский. Как я обрадовалась, что смогу с ними готовить программы! А, когда музыканты  ищут, как выбрать по новому для них  сценарию репертуар,   как наполнить его настроением и окраской, то в процессе репетиций сближаются, начинают дружить…Так у нас и получилось.  Я с воодушевлением бежала на ул. Norway  к Розочке, где мы   репетировали, пробовали, обсуждали… А потом муж Розочки приветливый хозяин дома Эдик звал нас на свое угощение… Наша первая совместная программа называлась “Дама с камелиями” на  драматической и оперной сцене”.  Первое  и  второе выступление прошли успешно. Но дальше дело остановилось. Выступать было негде. Организовать выступление было некому. Сделать афишу некому. И, наконец, труд   трех профессионалов  фактически оставался неоплаченным.  И все-же…   Нами была подготовлена еще одна большая программа, посвященная трагедии Великой Отечественной   войны.  И вновь – это было единственный концерт. Остатки энтузиазма подвигли нас на еще одну подготовку моей любимой филармонической композиции “Объяснение в любви”. Как прекрасно, как вдохновенно, как эмоционально пела  Галина  Никоновская… И как чутко, благородно, сдержанно аккомпанировала Роза… Мне дороги эти воспоминания.  Потом статный широкоплечий  и заботливый муж Розы заболел и умер. Галочка много посвящала времени Розе,  заботилась о ней … Я не знакома с сыном Розочки, но понятно, что ему приходилось много работать, и взять о ней на себя всю  заботу  о ней он не мог… А у нее прогрессировала жестокая болезнь Альцхеймера.  Розочка была очень деликатной, доброй женщиной. Я навестила ее , и увидела, что она стала все забывать, явно смерть любимого мужа подкосила ее. Позже ее поместили в   дом, где окончили свои дни многие наши добрые знакомые. Я узнала о ее смерти прошлой весной. Кинулась звонить Гале.  Она много делала для Розы, и была очень расстроена. Глубокая печаль о Розе, красивой и в пожилые годы, -мягкой,  женственной, доброжелательной –остается со мной навсегда.

 Марина Штерн принадлежала к той части технической и научной интеллигенции, что составила честь и славу русскоязычной эмиграции Бостона. Она с мужем Александром Штерном приехала в Бостон еще в 70–е годы, и сразу заняла серьезную позицию в сфере  своей профессии, что мне недоступна.   Человек  технической мысли, она была широко образована и в гуманитарной сфере, начитана и в сфере искусства,  которое знала, любила и понимала. Она прекрасно помнила лучшие этапные спектакли ведущих театров Ленинграда. И на ней самой лежала печать принадлежности к городу, который всегда формировал культуру и воспитанность в людях. Марина была подругой   моей близкой приятельницы, поддержка последней и общение с которой для меня было и остается ценным. Она нас и познакомила, но, увы, это было на  последнем перегоне  жизни Марины. Жизнелюбивая, активная, спортивная Марина оказалась жертвой онкологического недуга, с которым она мужественно сражалась до последнего часа. Поскольку этот адский опыт обрела и я, но она несравненно больше, она меня предупреждала:

- Алла, когда придете на appoinment, и вас направят  оттуда в другое здание, ни в коем случае не добирайтесь пешком. Там длиннейшие коридоры, переходы, это тяжело преодолеть и можно запутаться. Сразу просите на front desk   wheelchair. Не стесняйтесь, пусть вас отвезут.

Да. Горькие воспоминания. Но один человек старался помочь другому. И в этом Марина проявляла свое доброжелательное отношение. Прочитав мою книгу о театре,  и кое за что похвалив, она обнаружила  то, что не заметил никто,  несколько досадных ошибок, и сказала мне, за что ей спасибо. В электронной версии книги “Иллюзии  и истины театра”  я их исправила.  Но, чтобы их заметить, нужно было  смотреть  спектакли с пристальным вниманием к составу исполнителей. Это тоже  делало ей честь как просвещенному человеку, уважающему точность.  Все приятельницы Марины рассказывали на ее виртуальных похоронах по ZOOM, что выйдя  на пенсию,   она увлеклась нанизыванием бус, и все они были ею одарены. Я этого не знала, и однажды в ответ на ее  предложение  сделать мне бусы, поблагодарила и отказалась.  Мне было не нужно.  Чудесных бус, сотворенных как художественные произведения,   и подаренных мне моей любимой приятельницей, у меня оказалось уже достаточно, больше, чем поводов их  надевать.

Так, что память о Марине Штерн, жестоко и преждевременно вырванной у жизни, у мужа, у сына с семьей, во мне остается без реликвий вещественных, но с осязаемыми звуками ее голоса, живыми суждениями,    видением ее стройной подтянутой по-молодому фигурки…

 Так получается, что опыт горестных потерь и расставаний  приучает к мысли о том, что жинь ни у кого не бесконечна. Прожить с достоинством, с душевной щедростью, с чувством, что сделал все, на что способен, это единственное, что  составляет ценность нашего бытия. Те, кто вошли в нашу жизнь, и украсили ее,  они  и остались. Просто нельзя их коснуться…

Будем помнить.

На фото слева-направо:  актриса  Ирина Яблонская,  пианистка Роза Шифрин, лектор-театровед Алла Цыбульская,  певица  Галина Никоновская.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

 

Читайте также

ЮМОР И САТИРА

Алкашное братание

Надо же такому случиться: на пороге какой-то большой праздник, и моя тёща пригласила в гости своего давнего приятеля, знатного специалиста по исследованию синтетических материалов, широко известного профессора. Поскольку в этом рассказе он выступает не как профессор и специалист, я воздержусь от упоминания его личных данных.

Лазарь Фрейдгейм март 2024

СТРОФЫ

Стихи-2024 (4)

Во сне всё чаще вижу книги,
Те, не написанные мной.
Они как цепи и вериги,
Как зверь, что гонится за мной.
Как много жизнь дала сюжетов,
Как мало их сумел я взять.
Нет даже смутных силуэтов…
Кто мог так ловко их изъять
Из памяти. А где герои?
Они ведь ждали много лет,
Что их куда-нибудь пристрою.
Простыл и их реальный след.

Валерий Румянцев апрель 2024

ПРОЗА

МОЙ ДВОР. ИЛИ О ДРУЗЬЯХ-ТОВАРИЩАХ

Шёл пятьдесят пятый. Прошло всего десять лет, как окончилась Великая Отечественная Война и не зажили ещё раны, нанесённые ею. Страх и горе ещё жили в глазах людей. Первым тостом во время любого застолья было «За Родину, за Сталина!», а последним – «За то, чтобы не было Войны!» — это было время, когда фронтовики не стеснялись пролитой слезы, вспоминая о падших и с гордостью носили свои награды. Мои сверстники и я росли рядом с этими людьми и чувствовали себя, как за каменной стеной.

Борис Пукин март 2024

ПРОЗА

Тетрадь, найденная в Холоне

Страницы были исписаны ровным, довольно убористым, но отчетливым почерком. Это, по  всей вероятности, был  чей–то дневник. Первым, почти инстинктивным, желанием было стремлением вернуть тетрадь на прежнее место, но вдруг внимание моё привлекли выделенные жирным курсивом слова «Если  дорог тебе твой дом…» И уже, ни о чем другом не думая, я углубился в чтение, да с таким интересом, что едва не проехал свою остановку.

Эдуард Малинский февраль 2024

ПРОЗА

Без Определённого Места Жительства

Он редко возвращался в мыслях к Афгану. Только когда не мог ответить на оскорбление, как сейчас. То время было самым ярким островком памяти, спасительным утешением, за которое он все яростнее цеплялся. Иногда, с испугом обнаруживая, что не может вспомнить деталей, сам дорисовывал и разукрашивал провалы в памяти.

Игорь Альмечитов февраль 2024

ОСТРЫЙ УГОЛ

Что не так с «абрамсами»?

Американской и европейской бронетехнике отводили решающую роль в украино-российской войне. Но всё пошло не по плану…

Сергей Дяченко апрель 2024

ИСТОРИЯ

Невероятно, но факт: Сталину дали по башке прямо на трибуне Мавзолея

Кто осмелился поднять руку на "пролетарского вождя" и что с ним случилось потом?

Аким Знаткин апрель 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть вторая

Светлейший князь Потёмкин «На месте ли монумент императору Петру Великому?»

Ф. И. Тютчев: «Я не без грусти расстался с этим гнилым Западом…»

Баснописец Крылов. «Вы, Иван Андреич, вымойтесь, да причешитесь и никто вас не узнает!»

Игорь Альмечитов апрель 2024

УРОКИ ВРЕМЕНИ

Мастер-палач

Высокопрофессиональные палачи встречались сравнительно редко и ценились буквально на вес золота. Хотя они быстро становились очень богатыми людьми (плата за эту «работу плюс чаевые, ничего незаконного), но освоение такого высокого «искусства пытки и умерщвления» оказалось очень трудным делом. В этом «искусстве» настоящих высот достигали немногие. Отдельные квалифицированные палачи получали и международную известность.

Виталий Цебрий апрель 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка