Я не согласен ни с одним словом, которое вы говорите, но готов умереть за ваше право это говорить... Эвелин Беатрис Холл

независимый интернет-журнал

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин
x

О НОВОЙ КНИГЕ ИРИНЫ ЧАЙКОВСКОЙ

Опубликовано 14 Июля 2010 в 07:25 EDT

Рудольф ФУРМАН
В книге под этим грустным названием ("Старый муж") ее автор Ирина Чайковская, известная многим читателям как писатель, исследователь, критик, эссеист, рассказывает о счастливых и трагических судьбах женщин, оказавшихся волею судеб рядом с такими личностями, как Пушкин, Герцен, Тургенев, Некрасов, Панаев...
Гостевой доступ access Подписаться

В книге под этим грустным названием ("Старый муж") ее автор Ирина Чайковская, известная многим читателям как писатель, исследователь, критик, эссеист, рассказывает о счастливых и трагических судьбах женщин, оказавшихся волею судеб рядом с такими личностями, как  Пушкин, Герцен, Тургенев, Некрасов, Панаев...

Название книги "Старый муж" формально отвечает содержанию, но  по мере чтения понимаешь, что причина драмы не в разнице возрастов (сколько противоположных примеров знаем мы не только  в литературе!), а в отсутствии   у героев взаимопонимания. Здесь не только отсутствует понимание именитыми "знатоками человеческих душ" женской психологии, женского характера, в котором  любовь, жертвенность, самопожертвование присутствует только до тех пор, пока женщина, жена это или подруга, осознает, что ей отвечают тем же.  Кратко эту мысль можно выразить следующей формулой: утрачено понимание - утрачена любовь. Разумеется, любовь в высшем смысле этого слова. Именно так ведут себя героини этой книги. Они не из тех, кто неспособен понять и поддержать своего друга или мужа.

Четыре рассказа и повесть составляют содержание книги. В рассказе "Старый муж", открывающем книгу, перед читателем предстает жена Александра Сергееевича Пушкина - Наталья Николаевна, изливающая душу любопытной родственнице, но по существу равнодушному человеку. Александр Сергеевич остался "за кадром", но по исповеди его жены можно судить о его состоянии и состоянии их супружеских отношений.
Мне показалось, что в этом рассказе в отличие от других, его героиня в  исповедальной беседе со  своей старой тетей Натальей Кирилловной Загряжской психологически менее убедительна. Надо быть совсем простушкой, а не светской дамой, хорошо знающей нравы высшего общества, чтобы быть настолько откровенной даже в разговоре один-на-один.

Рассказ "Безумный Тургель" ("Тургелем" называли Тургенева дети Полины Виардо)  повествует о старом и больном Иване Тургеневе, вернувшим из Бадена в зимний,  холодный Петербург не по своей воле, а по вызову Сената, чтобы  "давать  показания по делу о 'сношениях с лондонскими пропагандистами'". Автор мастерски показывает, как испытывая одиночество, холод и "проклятую подагру", Тургенев призывает на помощь воспоминания о Полине Виардо, которыми он интуитивно пытается согреться. "Влюбленность безумца", его ревность, покров таинственности их отношений, "скрытых от глаз толпы" и придают ему силы, и заставляют страдать. У него не  хватило сил сбросить этот покров, чтобы быть счастливым.

Героем третьего рассказа "Ночной дилижанс" стал Николай Некрасов, бежавший от своей возлюбленной Авдотьи Панаевой.  Это был, как от считал, по- бег от зависимости, побег от ее сумасбордства, "от ее безумия". Но он осознавал, "что та единственная любовь, которая была послана ему судьбой, должна была вечно таиться, питаться крохами, быть в тисках сплетен и кривых улыбок."

В рассказе "Зуб Шамана"  разыгрывается трагедия гибели одной любви и воскрешения другой. Из праха одной расцветает другая, не менее трагичная, которая поднимает героиню на невообразимые высоты, чтобы потом сбросить с них окончательно и даже вызвать гибель для того,  чтобы распутать раз и навсегда этот гордиев узел.  Все это происходит в семьях Герцена и его друга поэта Гервега. Это одно из из самых сильных  повествований книги.

Ирине Чайковской удалось в рассказах и в повести найти точную, трагическую, тревожную тональность повествования, отвечающую драматизму крушения любви женщин к своим известным и неординарным мужьям. Судьбы этих женщин разные, но непонимание женской души и вытекающая из этого драма взаимоотношений - и есть то общее, что эти судьбы связывает.  Особенно ярко это показано в повести "Дело о деньгах", в которой Авдотья Панаева в своих "тайных записках" мучительно исследует и пытается объяснить причины этого непонимания.
Это не документалистика. Это поразительная по глубине проникновения в психологию человеческих взаимоотношений  художественная проза, которую отличает неравнодушие автора к каждому из этих ординарных и неординарных участников человеческой драмы, а также писательское мастерство и досконально возможное знание автором огромной массы документального материала как основы для правдивого и самостоятельного суждения и рассказа. Это не женская проза, это не пересказ  известных и неизвестных биографических фактов. Это то, что особо ценно в настоящей литературе, -  психологическая проза, вызывающая сопереживание читателя.

Атмосфера и дух того времени (вторая половина XIX века), в которых живут герои повествования, переданы автором настолько точно и убедительно, что с самого начала чтения, с первых страниц, погружаешься в них и проживаешь в них не только до окончания книги, но и еще долго находишься в этом состоянии, осмысливая прочитанное. Безусловно, в этом большая удача автора.

Много неожиданного узнаем мы в психологии, характерах и поведении известных нам писателей. Детали их быта переданы автором зримо и точно, и от этого выигрывает художественная правда повествования.

Уверен, что небольшая по размеру, но глубокая по содержанию, эта замечательная книга  вызовет интерес не только у читателей - любителей художественной и исторической прозы, но и у филологов, исследующих писательские судьбы этого времени.

Не пропусти интересные статьи, подпишись!
facebook Кругозор в Facebook   telegram Кругозор в Telegram   vk Кругозор в VK
 

Слушайте

ПОЛИТИКА

«Ах, война, что ж ты сделала, подлая…»

По итогам двухлетней военной кампании появляется все больше признаков того, что война поворачивается в пользу России как на поле боя, так и с точки зрения ослабления некогда безоговорочной поддержки Запада. Но прогнозировать продолжительность и завершающий итог этой бойни сейчас невозможно.

Эдуард Малинский март 2024

НОВЫЕ КНИГИ

Мифы, легенды и курьёзы Российской империи XVIII–XIX веков. Часть первая

Пушкин: «Так было мне, мои друзья, и кюхельбекерно, и тошно». Маркиз де Кюстин. Шокирующие «Записки о России».

Игорь Альмечитов март 2024

ПРОТИВОСТОЯНИЕ

«Страшнее кошки зверя нет»

Уже в конце октября «Ансар Алла» начала ракетные обстрелы Израиля, правда, без видимого успеха. Йемен и Израиль разделяют почти 2000 км, по земле — это напичканная системами ПВО территория враждебной хуситам Саудовской Аравии, а в Красном море постоянно дежурят корабли военно-морского флота США, способные перехватывать ракеты. Кроме того, и сам Израиль защищен собственными современными системами противоракетной обороны.

Эдуард Малинский март 2024

ИСТОРИЯ

САМЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ВЛАДЕ ДРАКУЛЕ

Валашский князь-господарь и воевода Влад III Басараб, больше известный широкой публике как Влад Дракула, является одной из самых сильных и ярких фигур европейского средневековья, человеком великой и трагической исторической судьбы, очень мощной, противоречивой и неоднозначной во всех смыслах и отношениях личностью. И, если вдуматься, это действительно так, ведь Влад Дракула был очень спорной и амбивалентной личностью, вызывающей двойственные и противоречивые чувства.

Аким Знаткин март 2024

Держись заглавья Кругозор!.. Наум Коржавин

x

Исчерпан лимит гостевого доступа:(

Бесплатная подписка

Но для Вас есть подарок!

Получите бесплатный доступ к публикациям на сайте!

Оформите бесплатную подписку за 2 мин.

Бесплатная подписка

Уже зарегистрированы? Вход

или

Войдите через Facebook

Исчерпан лимит доступа:(

Премиум подписка

Улучшите Вашу подписку!

Получите безлимитный доступ к публикациям на сайте!

Оформите премиум-подписку всего за $12/год

Премиум подписка